Конечно, Россия, предлагающая несравнимые ни с одной другой страной мира возможности получения образования и дальнейшего профессионального развития, может стать Меккой образовательного туризма и академической миграции.
Существует масса исследований, ссылки на которые можно найти, в том числе, на нашем вебсайте
www.eduexport.ru,
которые подтверждают высказанное суждение. Краткий вывод состоит в том, что от 40% до 70% всех иностранных студентов, в зависимости от уровня образования и направления подготовки, остаются в странах получения образования на срок, более чем 1 год по окончании обучения. Этому способствует и миграционная политика многих стран, которые разрешают иностранным выпускникам задержаться в стране минимум на 1 год для поиска подходящего варианта трудоустройства или продолжения обучения — вплоть до получения вида на жительство и гражданства. Такая прозрачная, понятная, обусловленная интересами студентов политика является, и всегда будет оставаться, залогом высокого интереса к стране со стороны талантливых, амбициозных и сильных молодых людей.
В контексте вышеизложенного можно заметить, что лидерами мирового рынка пока остаются англофонные государства, что облегчает для иностранных студентов доступ к образованию с учетом глобального доминирования английского языка. Однако, в связи с происходящими изменениями, профессиональному сообществу российских международников от образования следует начать формировать новый, привлекательный для иностранных абитуриентов образ российского образования.
Несмотря на временные трудности и ограничения, Россия возрождается как мировая держава, которая, в том числе, формирует собственный образовательный и профессиональный космос. Этот космос, пусть и переживающий эпоху испытаний, находясь в режиме «острова», обладает достаточным потенциалом для привлечения иностранных студентов:
- Качество обучения в российских вузах продолжает расти и признается во всем мире.
- Стоимость обучения по сравнению с другими странами-лидерами рынка невелика.
- Рынок труда готов впитывать неограниченные объемы квалифицированной рабочей силы.
Конечно, Россия, предлагающая несравнимые ни с одной другой страной мира возможности получения образования и дальнейшего профессионального развития, может стать Меккой образовательного туризма и академической миграции.
Единственное узкое место — это языковая подготовка иностранных студентов. Не секрет, что даже молодежь из стран СНГ постепенно утрачивает навыки владения русским языком — что уж говорить о ребятах из Дальнего Зарубежья! Слабое знание русского языка ограничивает доступ к обучению и работе в России, не дает полноценно интегрироваться в российское общество, становясь частью нашего культурного пространства.
Выход может быть только один: резко повысить статус подготовительных факультетов, сделать их центрами адаптации и интеграции иностранных абитуриентов. При этом необходимо принять во внимание, что повышение интереса к обучению в России приведет к увеличению количества уровней и подуровней, направлений и поднаправлений программ подготовительных факультетов: длинные, короткие, интенсивные, для работы в сфере гостеприимства и сервиса, для получения высшего образования, для получения среднего образования, для ведения переговоров и так далее, во всем многообразии.