Этические аспекты работы с рекрутинговыми компаниями

Автор: Дмитрий Нерсесян
Дата: 1 февраля 2024
Важно быть прозрачными в работе с агентами

Большинство университетов в России и в мире прибегают к услугам рекрутинговых компаний. Однако зачастую это происходит в кулуарном формате, что не позволяет открыто оценивать качество работы рекрутеров и приводит к тому, что не только университеты, но и абитуриенты обжигаются, сталкиваясь с недобросовестными рекрутинговыми компаниями.

На мой взгляд, вузам не следует скрывать факта работы с агентами, а, напротив, размещать на своих официальных сайтах подробную информацию обо всех агентах и консультантах по подбору персонала, с которыми они работают.

В части прозрачности взаимоотношений отдельно стоит вопрос о необходимости оплаты комиссионного вознаграждения. Для кого-то оплата комиссии может оказаться спорным вопросом, но я считаю, что университетам следует активно прибегать к этой практике, не устраняться от решения этого вопроса. Ведь в этом случае, с одной стороны, для вузов затраты на привлечение студентов через агентские каналы будут иметь понятный размер (зачастую они намного ниже общепринятых расходов на участие в выставках со всеми накладными расходами, при том, что результат не гарантирован, а возможность оценить затраты на привлеченных таким образом студентов сталкиваются с отсутствием в вузах система управления контактов с клиентами (CRM)). А с другой стороны, отсутствие комиссионного вознаграждения заставляет агентов взимать дополнительные суммы со своих абитуриентов, что не всегда имеет справедливые основания и вызывает у абитуриентов сомнения в работе именно с этой компанией.

Из разговоров с представителями рекрутинговых компаний удалось выяснить, что, исходя из их опыта с вузами разных стран, для них приемлемым уровнем комиссионного вознаграждения была бы ставка в размере 10–15% от стоимости первого года обучения. Для того чтобы оценить много это или мало, мы предлагаем представителям международных служб вузов посчитать, сколько им стоило прямое привлечение «контрактных» иностранных студентов (не учитывая иностранцев, направленных по квоте Правительства Российской Федерации и представленных рекрутинговым агентами), включая прямые и косвенные затраты на участие в зарубежных выставках, изготовление и размещение рекламы за рубежом, заработную плату сотрудников, которые занимаются этой работой, и т.д. Причем все эти расходы университеты несут еще до того, как к ним приедут иностранные студенты, тогда как расчеты с агентами производятся из уже полученных оплат за обучение.

Стандарты для агентов и университетов — улица с двусторонним движением?

Центр экспорта образования уже несколько лет проводит консультации по работе с российскими вузами для иностранных рекрутинговых компаний, но эти консультации, скорее, направлены на улучшение качества работы агентов, а не на обучение принципам сотрудничества с университетами. При этом мы изначально рекомендуем рекрутерам и консультантам придерживаться в работе следующих правил:
  • Соблюдать ответственную деловую этику.
  • Строить прозрачные деловые отношения с абитуриентами, заключая с ними необходимые договора и соглашения.
  • Предоставлять абитуриентам точную и правдивую информацию о возможностях обучения в России, которая позволит иностранным гражданам сделать осознанный выбор при выборе страны и вуза.

Теперь хотелось бы задаться вопросом: следует ли сформировать некий этический кодекс для вузов, реализующих сотрудничество с рекрутинговыми компаниями?

Я не призываю к усилению регулирования, но считаю, что российским университетам необходимо более внимательно следить за своей работой с агентами, хотя на сегодняшний день никаких формальных требований нет.

Я думаю, что мы обязаны задать себе несколько очень простых вопросов, в том числе:
  • Готовы ли мы опубликовать имена всех тех организаций и частных лиц (агентов, школьных консультантов, школ и т. д.), с которыми сотрудничаем по набору иностранных студентов? И если нет, то почему?
  • Готовы ли мы открыто делиться с коллегами из других вузов информацией об опыте работы с каждым из наших рекрутинговых партнеров?
  • Готовы ли мы к созданию единой базы знаний о рекрутерах и консультантах, которая помогла бы университетам и абитуриентам сделать правильный выбор партнера?

Или, с учетом растущей конкуренции на международном рынке образования, нам нужен более радикальный ответ, если мы хотим усилить свое положение, особенно на фоне развивающихся скандалов, связанных с сотрудничеством университетов и рекрутеров в Канаде, Австралии и Великобритании?

Мой ответ — да! Не только потому, что это повышает стандарты этики и прозрачность работы, но и потому, что в этом подходе содержится надежная основа для построения долгосрочных и взаимовыгодных отношений между действующими лицами отечественного образования.
Дмитрий Нерсесян, директор Центра экспорта образования (Россия)
Получил образование в сферах международного менеджмента и права в ведущих российских вузах. Дмитрий работает в сфере международного образования с 2002 года. Занимал младшие и ведущие позиции в различных вузах России. Концентрировался на развитии международного бизнеса вузов, международном маркетинге высшего образования и позиционировании вузов на глобальном рынке образования.
Вам также может быть интересно
Дмитрий Нерсесян (РГСУ) рассказывает о поддержании лояльности компаний-рекрутеров российским вузам — что важно для совместной эффективной работы, и какова реальность на сегодняшний день.
Дмитрий Нерсесян (РГСУ) раскрывает тему повышения значимости роли подготовительных факультетов вузов с точки зрения адаптации иностранных студентов в нашей стране.