Готово ли высшее образование к ИИ? Зависит от того, кого вы спросите

Автор: Дмитрий Нерсесян
Дата: 12 июля 2025
Об ИИ в университетах сегодня не говорит только ленивый. Но если заглянуть за фасад громких заявлений, мы увидим не технологическую революцию, а тихое несоответствие ожиданий и реальности.

В начале июля 2025 года панельная дискуссия на EnrolyCon25 собрала представителей университетов, крупных EdTech-компаний и AI-платформ, чтобы задать один простой, но острый вопрос:

Как внедрить ИИ так, чтобы улучшить опыт студентов, а не разрушить человеческий контакт?

Перед сессией Enroly провёл опрос среди сотрудников британских университетов. Вот ключевые результаты. Уровень уверенности в ИИ среди сотрудников разных уровней:

  • Менеджеры и операционные специалисты: 6.5 из 10
  • Проректоры и ректоры (PVCs/VCs): 4.7 из 10
На первый взгляд — просто цифры. Но по сути это тревожный сигнал: лидеры, от которых ждут стратегических решений, доверяют ИИ меньше, чем исполнители на местах.

Это так называемое «парадоксальное расслоение»: инициативы идут снизу, сопротивление — сверху. И в результате университеты буксуют, теряя и темп, и доверие.

"Пусть ИИ займется стиркой, а мы будем творить"
Одна из самых метких фраз сессии прозвучала от представителя Amazon: «Пусть ИИ занимается рутиной, а мы займёмся искусством». Смысл ясен: задача ИИ — высвободить человека, а не заменить его.

Пока приёмные комиссии тратят дни на проверку однотипных анкет, а преподаватели — на рутинные задания, потенциал человеческого взаимодействия сжимается до минимума.

Что мешает двигаться вперёд?
  • Отсутствие институциональной стратегии
  • Недостаток координации между отделами
  • Страх «первого шага» и ошибок
  • Слишком фрагментарный подход: пилоты есть, системности — нет
Что делать вузам?
  1. Определить зону наибольшего эффекта: где ИИ реально сокращает издержки и повышает качество? (спойлер — приёмная кампания)
  2. Включить ИИ в стратегию цифровизации, а не рассматривать как игрушку для энтузиастов
  3. Создать структуру доверия: вовлекать преподавателей, студентов, отделы качества и юристов в процесс адаптации
Вместо вывода
ИИ — это не альтернатива человеку, а его усиление. Но чтобы это усиление сработало, нужна стратегическая воля, а не просто энтузиазм на местах.

Пока вузы боятся «выглядеть странно» и откладывают внедрение, теряется главное — темп и возможность стать лидером, а не догоняющим.

Более подробно об этом — в моей книге «От комиссии к миссии», где я рассматриваю применение ИИ в работе университетов с агентами. Книга уже доступна во всех книжных магазинах России. Например, на Ridero: https://ridero.ru/books/ot_komissii_k_missii/

Если вы — за умный и этичный переход к AI в образовании, присоединяйтесь к работе Центра экспорта образования.
Вам также может быть интересно
Дмитрий Нерсесян (РГСУ) рассказывает о поддержании лояльности компаний-рекрутеров российским вузам — что важно для совместной эффективной работы, и какова реальность на сегодняшний день.
Дмитрий Нерсесян (РГСУ) раскрывает тему повышения значимости роли подготовительных факультетов вузов с точки зрения адаптации иностранных студентов в нашей стране.