Об ИИ в университетах сегодня не говорит только ленивый. Но если заглянуть за фасад громких заявлений, мы увидим не технологическую революцию, а тихое несоответствие ожиданий и реальности.В начале июля 2025 года панельная дискуссия на
EnrolyCon25 собрала представителей университетов, крупных EdTech-компаний и AI-платформ, чтобы задать один простой, но острый вопрос:
Как внедрить ИИ так, чтобы улучшить опыт студентов, а не разрушить человеческий контакт?Перед сессией Enroly провёл опрос среди сотрудников британских университетов. Вот ключевые результаты. Уровень уверенности в ИИ среди сотрудников разных уровней:
- Менеджеры и операционные специалисты: 6.5 из 10
- Проректоры и ректоры (PVCs/VCs): 4.7 из 10
На первый взгляд — просто цифры. Но по сути это тревожный сигнал:
лидеры, от которых ждут стратегических решений, доверяют ИИ меньше, чем исполнители на местах.
Это так называемое «парадоксальное расслоение»: инициативы идут снизу, сопротивление — сверху. И в результате университеты буксуют, теряя и темп, и доверие.
"Пусть ИИ займется стиркой, а мы будем творить"Одна из самых метких фраз сессии прозвучала от представителя Amazon: «Пусть ИИ занимается рутиной, а мы займёмся искусством». Смысл ясен: задача ИИ —
высвободить человека, а не заменить его.
Пока приёмные комиссии тратят дни на проверку однотипных анкет, а преподаватели — на рутинные задания, потенциал человеческого взаимодействия сжимается до минимума.
Что мешает двигаться вперёд?- Отсутствие институциональной стратегии
- Недостаток координации между отделами
- Страх «первого шага» и ошибок
- Слишком фрагментарный подход: пилоты есть, системности — нет
Что делать вузам?- Определить зону наибольшего эффекта: где ИИ реально сокращает издержки и повышает качество? (спойлер — приёмная кампания)
- Включить ИИ в стратегию цифровизации, а не рассматривать как игрушку для энтузиастов
- Создать структуру доверия: вовлекать преподавателей, студентов, отделы качества и юристов в процесс адаптации
Вместо выводаИИ — это не альтернатива человеку, а его усиление. Но чтобы это усиление сработало, нужна
стратегическая воля, а не просто энтузиазм на местах.
Пока вузы боятся «выглядеть странно» и откладывают внедрение, теряется главное —
темп и возможность стать лидером, а не догоняющим.
Более подробно об этом — в моей книге
«От комиссии к миссии», где я рассматриваю применение ИИ в работе университетов с агентами. Книга уже доступна во всех книжных магазинах России. Например, на Ridero:
https://ridero.ru/books/ot_komissii_k_missii/ Если вы — за умный и этичный переход к AI в образовании, присоединяйтесь к работе Центра экспорта образования.