О роли компаний по рекрутингу иностранных студентов

Автор: Дмитрий Нерсесян
Дата: 6 февраля 2024
Общие сведения
Компании по рекрутингу иностранных студентов, которые также известны как рекрутинговые компании, агенты и консультанты по образованию, выступают в качестве экспертных организаций, связывающих студентов и их семьи с учебными заведениями за рубежом, и являются важнейшими участниками рынка международного образования.
Следует отметить, что учебные заведения таких стран, как Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, используют агентов в качестве основного канала набора иностранных студентов:
В Австралии национальные исследование удовлетворенности студентов, проведенные в 2020, 2021 и 2022 годах, показывают, что от 86% до 87% иностранных студентов бакалавриата стабильно пользовались услугами рекрутингового агента. Среди этой группы от 92% до 93% положительно оценили услуги своего агента.
По оценкам властей Великобритании, в 2022 году в Соединенном Королевстве от 45% до 55% иностранных студентов пользовались поддержкой агентов при планировании своего обучения, причем наблюдается тенденция к росту этого показателя.

Проблемы выбора
На родителей оказывается огромное давление в части принятия «правильного решения» относительно будущего своего ребенка – и своей семьи. Ситуация усложняется ограниченным знанием иностранных языков многими родителями и возросшим значением необходимости помощи по таким вопросам, как:

Информационная перегрузка
Благодаря постоянному росту цифровизации абитуриенты и их родители находятся в безграничном океане информации о вариантах международного обучения, что вынуждает их искать авторитетного человека, который бы помог им получить понятные и достоверные сведения, опираясь на собственный опыт и знания.

Здоровье и безопасность
Пандемия высветила риски, связанные с проживанием детей вдали от родины и семьи, а также непредсказуемость и неопределенность их жизни за рубежом. Многие университеты не имеют возможности предоставлять услуги, не связанные напрямую с процессом обучения, предпочитая переложить эти заботы на плечи рекрутинговых компаниях.

Культурные соображения
Использование агентов и других посредников в ряде секторов, таких как банковское дело, управление активами, страхование и недвижимость, укоренилось в культуре большинства стран мира. В этом смысле индустрия международного образования ничем не отличается, с учетом того, что семьи, отправляющие своих отпрысков за границу, все равно ожидают, что университеты будут принимать во внимание культурные особенности страны происхождения каждого студента, но когда этого не происходит, то возникает работа для агентов, которые могут провести своевременные консультации как с семьей студента, так и с представителями университета. Такой подход позволяет дополнительно помочь получить удовлетворение от времени, проведенного в зарубежном университете.

Как меняется работа рекрутера
В течение многих лет эксперты предсказывали, что рост автоматизации и цифровизации в международном образовании, который позволит заинтересованным лицам самостоятельно сравнивать программ обучения, предлагаемые различными образовательными учреждениями, и подавать заявки на обучение и на получение визы, снизит значимость рекрутинговых агентов.
Тем не менее на многих ключевых рынках, являющихся основными источниками иностранных студентов, роль агентов продолжает укрепляться и развиваться. Рекрутинговые компании играют важнейшую роль в сопровождении кандидатов на обучение за границей и их семей через весьма сложные для несведущих людей процессы – от подачи заявлений в университеты и получение виз до содействия в осуществлении платежей в иностранной валюте для оплаты обучения и каждодневных расходов. Агенты также предоставляют помощь в заполнении документов на языке страны, в которую намерен отправиться кандидат, и все активнее поддерживают уже отправившихся за границу по таким не связанным с обучением вопросам, как размещение и бытовое обустройство, что говорит о тенденции к оказанию консультантами вертикально интегрированных услуг.

Роль порталов по обучению за границей
Важные изменения происходят не только в наборе услуг, которые предлагают агенты, но и в самой природе их работы, поскольку появились и активно развиваются цифровые агрегаторы агентов, которые включают в себя целые сообщества субагентов и независимых консультантов.
Проникновение цифровизации в работу по набору студентов привело к возникновению крупных агрегаторов – порталов по вопросам поступления в зарубежные вузы, что увеличило охват рынка за счет возможности подключения к порталу небольших агентов и независимых консультантов из числа преподавателей. Многие из этих независимых консультантов не регулируются и не зарегистрированы, поэтому участие в работе портала является очень большим подспорьем. Однако университеты, договариваясь о работе с такими порталами, должны внимательно изучить правила работы таких мелких агентов на портале с точки зрения обеспечения качества рекрутингового процесса и ответственности за результат.

Перспективы развития рекрутинговой деятельности
Одной из главных тенденций в развитии рекрутинговых компаний является переоценка ими своей роль в сторону «компаньона» семьи студента на протяжении всего периода его обучения за рубежом. Причем отношения между семьей и агентом могут начаться уже во время обучения ребенка в старшей школе с консультаций о требованиях к подготовке для поступления.
С течением времени агенты будут меньше фокусироваться на предоставлении общей информации семьям, а больше времени и усилий тратить на специализированные консультации, общую поддержку студентов и их семей, а также на результатах обучения выпускников и оказании тех услуг, которые университет не может предоставить в силу особенностей своей работы.
В заключение отметим, что в связи с постоянным появлением на рынке международного образования все новых стран и регионов и усложнением национальных законодательств постепенно будет возрастать важность профилирования рекрутеров на те или иные страны, в которых они являются экспертами высокого уровня. Понимая эту тенденцию, Центр экспорта образования уже в течение нескольких лет реализует программу подготовки и сертификации иностранных компаний по набору студентов в Россию. Программа включает в себя онлайн-обучение по заранее подготовленным нами вместе с представителями ряда университетов обучающих видеоматериалов и участие в очных вебинарах с экспертами Центра экспорта образования.
Мы приглашаем все российские университеты направлять своих партнеров по набору студентов в Центр экспорта образования для получения актуальной информации о специфике набора студентов для обучения в России и поддержания высокого уровня работы с кандидатами.
Дмитрий Нерсесян, директор Центра экспорта образования (Россия)
Получил образование в сферах международного менеджмента и права в ведущих российских вузах. Дмитрий работает в сфере международного образования с 2002 года. Занимал младшие и ведущие позиции в различных вузах России. Концентрировался на развитии международного бизнеса вузов, международном маркетинге высшего образования и позиционировании вузов на глобальном рынке образования.
Вам также может быть интересно
Дмитрий Нерсесян (РГСУ) рассказывает о поддержании лояльности компаний-рекрутеров российским вузам — что важно для совместной эффективной работы, и какова реальность на сегодняшний день.
Дмитрий Нерсесян (РГСУ) раскрывает тему повышения значимости роли подготовительных факультетов вузов с точки зрения адаптации иностранных студентов в нашей стране.