Николай Карякин: «Наш приоритет — создание благоприятной среды для студентов из разных стран»

Прошлый год оказался достаточно сложным из-за введения карантина для всего образовательного сообщества. Удалось ли ПИМУ достичь запланированных результатов по набору иностранных студентов? Потребовалось ли для этого принимать нестандартные решения?

Действительно, прошлый год человечество запомнит надолго. И будет вспоминать еще долгие десятилетия и изучать то, что произошло. ПИМУ последние несколько лет, как и многие университеты, постоянно наращивал количество студентов из других стран.

Команда нашего университета ставит для себя определенную планку, так как увеличение количества не должно мешать качеству. Мы высоко ценим наших студентов. Особенно тех, которые возвращаются к нам, или сами находят нас. Это важный показатель — когда человек сам хочет: находит, приходит, учится. Если раньше, до пандемии, набор достигал 440–450 человек в год, то в пандемию количество снизилось примерно на 20%. Хотя у других вузов показатели снизились в 2–3 раза. Поэтому наш результат я считаю достойным.

Благодаря чему это произошло? Вуз вел планомерную работу по повышению качества предлагаемого студентам материала, подготовился. Так, например, задолго до пандемии была внедрена электронная образовательная среда. Много материалов было полностью переведено на английский язык. И когда студенты к нам поступили во время пандемии, мы смогли продолжить обучение в смешанном, в том числе дистанционном, формате. Вместе с тем мы понимали, что электронная среда не заменит человека. Потому что учить человека должен второй человек, нужно воспитание, живое общение, эмпатия. И понятно, что вынужденный переход на дистанционное обучение был большим стрессом. Для всех нас: для студентов, для команды. И сообща нам удалось противостоять пандемии.

В самые пиковые периоды пандемии страна бросила все ресурсы для борьбы с ее последствиями. Привлекались ли ваши студенты к работе в лечебных учреждениях? Были ли среди них иностранцы? Работали ли ребята все по зову сердца, от души?

У нас в стране есть понятие «из-под палки», или «идти за конфеткой». В данной ситуации не было ни палки, ни конфетки. Когда это все случилось, был шок, непонимание — «что за инфекция такая», «как она себя поведет?» Я собрал всех студентов 20 марта 2020 года. В зале присутствовало 100–110 человек, мы им говорим: поликлиники просят вашей помощи. Утром вы нужны там, а вечером вам идти на учебу — Администрация ПИМУ готова перевести вас на дистанционное или на вечернее обучение. И напомню, что тогда еще никто не знал, что это за инфекция…

И ребята пришли, они слушали, слышали, они спрашивали, как им лучше поступать. Никто не задал вопрос, обязан ли я? Мы точно не применяли палку, потому что за каждым из студентов стоят родители, которые готовы защищать своих детей, если им грозит опасность. Поэтому не все желающие пошли волонтерами работать в «красную зону».

У нас учится 6000 человек, из них было более 2000 волонтеров. И около 900 были трудоустроены, т. е. 3000 человек в целом, это 50% от всего контингента. Это достаточно высокий показатель, достигнутый без стремления к завышению. Нам нужно было, чтоб не было из больниц обратной реакции, мол, зачем нам такой волонтер, — записался и не пришел, а его ждут! И такой реакции не было. Мы объясняли студенту: ты должен получить средства индивидуальной защиты (СИЗы), пройти обязательный инструктаж, чтобы четко понимать, куда ты идешь и что должен делать. Если это было не так, мы их отзывали. Потому что для нас была, прежде всего, важна безопасность наших обучающихся. Всё быстро урегулировалось, пришло в норму.

Иностранцы тоже были, хотя могли и отказаться, и сказать «нет», были ребята с начальных курсов — на самой тяжелой работе, санитарской, а со старших курсов — выполняли сестринскую работу после соответствующей аттестации. Мы им очень благодарны. Были и те, кто учится в ординатуре, и они показали себя как ищущие люди. Их нельзя было выгнать из операционной, выгнать из больницы домой. И мы понимали, что они будут специалистами настоящими, с горящими глазами. Приедут к себе на родину и очень многое смогут делать.

Мировой опыт показывает, что главным каналом, через который идет привлечение иностранных студентов, является канал рекрутинговых компаний по набору студентов. Мы в Центре экспорта образования, со своей стороны, уделяем внимание этому сегменту, подбираем иностранные компании, которые хотели бы работать с Россией. Мы их обучаем основам работы на нашем рынке, правилам — есть сформированные критерии. А по каким критериям вы отбираете для себя партнеров? И какие задачи ставите?

В первую очередь я хочу отметить, что команда ПИМУ создала для себя перечень приоритетных стран. Как и каждый продукт на рынке, наш продукт сформирован: он называется «англоязычное медицинское образование». Но есть у нас и слабая сторона — мы ограничены двумя языками, русским и английским, но это в то же время и сильная сторона — мы все 6 лет ведем обучение на английском языке. Это наша важная особенность, мы работаем в этой языковой зоне.

Бизнес-партнер — это как составной элемент нашей общей экономической жизни. И если есть общий интерес, бизнес «склеивается». А может быть у бизнес-партнера разовая выгода, и вот тогда ты понимаешь, что, когда приходят на обучение ребята на 6 лет, их должен кто-то сопровождать все эти годы, а ведь всегда могут возникнуть разные ситуации. И вы понимаете, как шутят во всей медицине мира, задача не только поступить в медицинский вуз, а важно из него не вылететь. Наши студенты должны быть целеустремлёнными, что в медицину надо идти осознанно. Так как это сложная профессия, и цена ошибки очень высока — чужая жизнь и твоя судьба, потому что юристы с тебя спросят за ошибку, а ошибка повлияет на твоего пациента. Поэтому нам очень важна внутренняя мотивация студентов. И мы оцениваем наших партнеров, в том числе, по количеству отчисленных студентов из-за неуспеваемости, и другим причинам. И если мы видим, что у партнера, который привез нам много студентов, и они потом отчисляются, то мы сначала обсуждаем эту проблему, а если она не решается, то мы на следующий год не продлеваем контракт.

Мы понимаем, что для России у нас достаточно высокая цена. Но мы же хотим конкурировать на международном рынке, и там у нас стоимость в 3–3,5 раза ниже, чем в странах Европы, хотя объем остаточных знаний, который мы выдаем, высокий. Мы также понимаем, что за эти деньги мы должны обеспечить и качество, и элементы сервиса. Студент должен чётко представлять, что он приехал учиться, получить диплом и стать классным специалистом. Наверное, у нас не все идеально, тот, кто скажет, что все хорошо, либо лукавит, либо не все знает. У нас не все идеально.

Мы видим все свои слабые стороны, но мы развиваемся, чтобы решать эти вопросы. Например, мы ежегодно ремонтируем для иностранных по 2 этажа в своих общежитиях — иностранные граждане в приоритете. Нам также важно, чтобы они понимали, что въехали в чистые помещения, с новой мебелью, и берегли это состояние: им же в этих помещениях жить 6 лет, и они должны их передать дальше в таком же виде. Но это и есть неотъемлемая часть воспитания — врач, оперирующий врач, не может выполнять свою работу небрежно. Он должен быть очень аккуратен.

Нам также важно, чтобы родители, передав нам своих детей, тоже поддерживали с нами контакт. Мы готовы показывать, как обучаем студентов, в России это принято, и мы готовы предоставить эту информацию.

Поэтому и партнер нужен тот, который сопровождает ребят, которого ребята видят, и они с ним встречаются, рассказывают о своих проблемах, и который помогает им адаптироваться к российской жизни. И я считаю, это будет опыт полезный на всю жизнь. Ведь когда ты глубоко знакомишься с другой культурой: культурой языка, общения, взаимоотношений, культурой питания, ты получаешь очень полезный опыт на всю жизнь!

Поэтому в Россию стоит приезжать: наша страна достаточно безопасна, что тоже важно, наша страна многонациональная — у нас это в корнях, мы открыты ко всем. Мы уважаем чужую культуру и веру. И даже когда мы подбирали свой логотип, мы учитывали тот аспект, чтобы он не вступал ни с какой религией в противоречие, и обращались к экспертам по этим вопросам. Поэтому еще раз подчеркну: создание благо приятной среды для студентов из разных стран для нас очень важно!

Мы в своей работе стремимся к тому, чтобы был обмен информацией и между вузами по поводу их опыта работы с компаниями-рекрутерами. Был ли у вас такой опыт обращения к другим вузам?

Мы регулярно вместе с начальником управления между народного сотрудничества обращаемся в другие вузы, спрашиваем, кто у них работает на том или ином рынке. И мы приглашаем сильные компании, которые хорошо себя зарекомендовали в других вузах. Мы за то, чтобы у нас было несколько компаний.

Есть вузы, которые работают только с одним рекрутёром и выдвигают требования, чтобы в них вкладывались — в общежития, в здания. Команда нашего университета выставляет аналогичные условия. Наш опыт показывает, что, когда мы привлекаем компанию к организации проживания студента, она или подыскивает ему хостел, или участвует в адаптации наших общежитий под заезжающую группу студентов, и это всегда повышает взаимный контакт. Не просто приехал: студенты поступили — и все. Руководство ПИМУ за то, чтобы компании немного, но вкладывались в инфраструктуру, которая пойдет целевым образом для их же студентов. Важно, когда компании заботятся об условиях, где пребывают их студенты. Кроме того, рекрутеры принимают активное участие в культурных, воспитательных и спортивных мероприятиях, проводимых ПИМУ для иностранных обучающихся (вечера, экскурсии, чемпионаты по различным видам спорта и т. д.).

Предпочтения по странам нет, прежде всего — языковая культура. Мы открыты нашим коллегам из европейских стран, из стран славянской группы, мусульманским странам, к нам идут запросы и из Китая. Вуз постоянно развивается, но нам важно качество наших студентов, нам важно, чтобы студенты хотели и могли учиться. Мы за качество!

Сейчас страны начали снова открываться друг для друга, но всегда, видимо, будет существовать риск прерывания транспортного сообщения. Поэтому набирает обороты тренд, связанный с академическими альянсами между вузами из разных стран. Это во многом связано со спасением самой отрасли международного образования. Планируете ли вы такие альянсы с вузами из стран, откуда вы получаете студентов?

Да, и у нас есть такой опыт, который складывается из разных кейсов. Это, например, практика двойных дипломов, когда студенты учатся по формуле «3+3», т. е. студент учится три года на зарубежной площадке, и три года на нашей. Но при этом нам важно, чтобы студент, приезжая к нам, уже знал нас, и все три года, пока учится там, был погружен не только в нашу языковую культуру, но и в наши ключевые предметы — анатомию, гистологию, биологию, и так далее.

У нас есть договоренность о том, что когда студент учится на той площадке, он помимо оплаты тому вузу, оплачивает нам небольшую часть, а мы ему еженедельно даем наш образовательный контент, как дополнительный к тем предметам, которые он изучает в университете в своей стране. Когда студент приедет сюда, мы выступаем за то, чтобы он поддерживал аналогичную связь с вузом в своем государстве. Тогда ему будет легче в подтверждении диплома, тем более что если мы говорим о программе двойного диплома, то перед ним будут многие двери открыты. Конечно, такому студенту будет легче сдавать экзамены. А самое главное: он адаптируется к обеим системам ментальности — и к своей, откуда он родом, и к нашей, к которой ему приходится привыкать.

С другой стороны, у нас есть опыт с государством Шри-Ланка, когда мы открывали совместный университет, давали свои программы, совместно с партнером сопровождали студентов, и сейчас этот проект, рожденный в 1990‑х гг., в той или иной степени работает. ПИМУ видит в этом большой плюс, и сейчас мы ведем с рядом стран переговоры по возобновлению традиции двойных дипломов с погружением в наши программы, с возможностью дистанционно сопровождать часть лекционных и семинарских занятий, что позволяет существенно повысить качество образования того вуза, который набрал ребят. Мы готовы быть ему партнером при ежемесячном постоянном взаимном общении и работе, т. е. это не просто двойной диплом, когда сколько-то лет мы студента не видим.

Сопровождение студента преподавателями нашего университета очень важно, и сейчас это развивается. Мы сейчас ищем таких партнеров, которые готовы помогать студентам на протяжении всего периода обучения, и в этом заинтересованы. Если со страниц вашего издания кто-то об этом узнает, — наши специалисты будут очень рады вступить в переписку, обсудить, сотрудничать для выстраивания такой устойчивой программы.
Николай Карякин
Ректор Приволжского исследовательского медицинского университета