Значение и практическое применение «мягкой силы»

Каждый университет, ведущий деятельность на международном рынке образования, строит свое позиционирование на основе конкурентных преимуществ и особенностей своей страны, пропагандируя ее среди абитуриентов. Можно ли предположить, что вузы являются основными факторами мягкой силы государства?

Постигая мягкую силу

Нужно ли заимствовать чужие, неоднозначные и зачастую просто вредные понятия? Особенно, если речь идёт о системном продвижении российских национальных интересов. Российская hardpower в лице предприятий ОПК, не заимствуя ничего, превосходно справляется с задачами по обеспечению обороноспособности страны. И не называет себя жёсткой силой!

Термин «мягкая сила», как правило, применяют в форме «так называемая мягкая сила». В англо-русском словаре у слова soft достаточно много значений, и почти все — с расслабляющим и откровенно негативным оттенком. Автор русского перевода этого термина из имеющегося набора выбрал значение «мягкая» как одно из наиболее нейтральных. Однако если углубиться, то можно найти иные смыслы. Начать, например, с того, что SOFT может являться аббревиатурой для понятий Strengths, Opportunities, Faults, Threats. Ничего не напоминает? Да это же всем уже со школы известный SWOT-анализ! Или soft как часть слова software — результат умственных усилий программистов.

Надо отметить, что термин softpower, который мы позаимствовали как «так называемая мягкая сила», изначально был введен как антитеза к термину hardpower, с которым все понятно. Softpower включил в себя все меры влияния, которые напрямую не связаны с вооружённым конфликтом. Поэтому если уж мы решили заимствовать этот термин, то переводить его надо от противного — например, нежесткая, неагрессивная или гибкая сила.

Понятие softpower — это не про мягкость, бесхарактерность, неустойчивость, неясность и уступчивость, а про эффективность, аналитичность, программирование и управление. И именно так она и реализуется теми, кто придумал и навязал это понятие — как бизнес-процесс, который подчинен SMART-целям и задачам, которые, в свою очередь, опираются на заложенные в систему миссии и ценности. Поэтому, на мой взгляд, правильный перевод термина softpower может звучать как эффективное доминирование.

Измеряя мягкую силу

С моей точки зрения, для оценки результативности такого многогранного понятия как softpower («мягкая сила» или эффективное доминирование), как совокупности любых средств и инструментов, которые применяются для достижения определенных общественно-политических целей, необходимо производить оценку того показателя, ради которого она реализуется. В контексте «мягкой силы» мы не можем говорить о приращении земель, однако мы можем и должны ориентироваться на количество умов и сердец, которые удалось завоевать в тяжелой конкуренции.

По моему убеждению, высшей формой проявления успеха «мягкой силы» является получение образования за рубежом, поскольку это решение представляет собой результат осознанной необходимости индивида и плодом успешной работы других элементов влияния — культуры, спорта, информационной политики, дипломатии и т. д.

Именно привлечение иностранных студентов рассматривалось ведущими державами в период после Второй Мировой войны как один из основных элементов экспансии. Все начиналось с отбора наиболее талантливых школьников и отпрысков представителей дружественных элит иностранных государств для обучения их в своих вузах. Тон в этом соревновании задавали СССР и США.

Однако, по мере роста глобальной экономики и, соответственно, благосостояния населения Земли, стало развиваться и обучение за рубежом за счет собственных средств студентов. Начиная с 1980–1990 гг. на глобальном рынке образования стали возникать все новые центры академического притяжения. Такие страны, как Испания и Франция активно пользовались своим культурным влиянием на бывшие колонии, Китай начал предлагать уникальные стипендиальные программы, Канада и Австралия создают свои неповторимые национальные образы, привлекательные для широких масс иностранных абитуриентов. На сегодняшний день иностранные студенты рассматриваются и как инструмент мягкой силы, увозя домой приятные воспоминания о студенческих годах, и как средство привлечения иностранных инвестиций, создавая в стране получения образования новые рабочие места.

Рассматривая возможности обучения зарубежом, абитуриенты, в первую очередь, выбирают страну, в которой хотели бы получить образование. По каким-то субъективным причинам у потенциальных студентов складываются те или иные предпочтения. Выбор страны обучения происходит, в основном, по следующим критериям:
• Культурная и/или языковая близость
• Эмоциональная привлекательность (независимо от причины)
• Рекомендации референтных лиц
• Консультации культурных центров стран
• Консультации представителей рекрутинговых агентов

Когда сделан выбор страны, происходит выбор учебного заведения по таким критериям, как направление подготовки, стоимость обучения, варианты проживания, возможности развития карьеры и так далее.

Сила остается силой, как ее ни называй — мягкая, умная, гибкая и так далее. А как мы знаем из школьного курса физики, любая сила имеет точку приложения, и измерять силу нужно именно в этой точке. В логике нашего исследования мы предполагаем, что в контексте «мягкой силы» такой точкой приложения является сфера образования, так как принятие индивидуумом решения о получении образования в той или иной стране мира является плодом его осознанной необходимости: (1) получения образования; (2) получения образования именно в этой стране; и (3) затрат времени, нервов и денег на получение образования именно в этой стране.

Это решение является результатом работы всех инструментов «мягкой силы» той страны, в пользу обучения в которой абитуриент принимает решение.
Давайте попробуем простым языком описать цели приложения «мягкой силы», выделить ее элементы, охарактеризовать их и подобрать подходящие инструменты для их достижения.

Исходя из предложенной классификации элементов «мягкой силы», можно сделать предположение, что, учитывая богатейшее наследие российской классической культуры, которое является неотъемлемой частью мировой сокровищницы и само прокладывает себе дорогу к умам и сердцам иностранных граждан, то институтам, участвующим в реализации политики «мягкой силы» необходимо сделать основной акцент на продвижении современной российской и русскоязычной культуры, а также, пользуясь многонациональным характером Российской Федерации, активизировать связи с иностранными государствами на уровне национальных субъектов федерации с учетом национальных приоритетов страны.
Здесь необходимо сделать важное замечание о том, что под элементами мы подразумеваем контент, формирующий смыслы и ценности, определенный образ мышления. Это своего рода сознание и душа, нематериальный мир. У этого контента, конечно, есть авторы, которых нужно поддерживать и продвигать, так как они — носители «элементной базы» «мягкой силы». А инфраструктура — это тело, которое нужно поддерживать в здоровом состоянии, развивать мускулатуру и тренировать выносливость.

С точки зрения возможностей для реализации политики мягкой силы Российская Федерация обладает первоклассной инфраструктурой:

  1. Глобальная сеть представительств Россотрудничества
  2. Глобальная сеть Всемирной ассоциации выпускников высших учебных заведений (ранее — Ассоциация выпускников российских (советских) вузов;
  3. Телевизионная и медиа-сеть мирового уровня Russia Today, состоящая из 8 новостных и документальных каналов, информационных порталов на 6 языках, глобального мультимедийного агентства RUPTLY
  4. Новостное агентство и радио Sputnik, включающее в себя сайты, аналоговое и цифровое радиовещание, мобильные приложения и страницы в социальных сетях.
Применяя мягкую силу

Центр экспорта образования разработал глобальный рейтинг эффективного доминирования, который оценивает величину и результативность мягкой силы различных стран мира через призму количества иностранных студентов, которые приезжают туда на обучение. Первая версия этого рейтинга опубликована далее в этом номере, а в апреле мы планируем издать вторую версию рейтинга, которая будет основана на статистке из более 100 стран.

Помимо удовлетворения профессионального любопытства рейтинг эффективного доминирования имеет и практическое применение. С его помощью Центр экспорта образования может построить уникальную стратегию развития международной деятельности для каждого вуза, исходя из его конкурентных преимуществ и приоритетов.
Дмитрий Нерсесян, директор Центра экспорта образования (Россия)
Получил образование в сферах международного менеджмента и права в ведущих российских вузах. Дмитрий работает в сфере международного образования с 2002 года. Занимал младшие и ведущие позиции в различных вузах России. Концентрировался на развитии международного бизнеса вузов, международном маркетинге высшего образования и позиционировании вузов на глобальном рынке образования.