Университет в период пандемии COVID 19: выживание или стимул к развитию?

2020 год стал вызовом для всех образовательных организаций: все ощутили необходимость экстренного перевода всех обучающихся на дистанционную форму обучения, и до самого начала приемной кампании вузы находились в «подвешенном» состоянии во всех вопросах, касающихся приема наобучение, и начала следующего учебного года. Разрешит ли Минобрнауки организацию приема в привычном для всех «очном» режиме? Как начнется следующий учебный год? Разрешат ли въезд иностранным студентам? И если разрешат, то из каких стран? Это лишь малая часть проблем, с которыми столкнулись вузы.

Другая, не менее острая проблема — проведение информационных мероприятий. Проводить день открытых дверей в классическом режиме уже не получится: ситуация в регионах разная, вопрос с допуском к мероприятиям посетителей тоже остаётся открытым. Привычных нам образовательных выставок в «живом» формате, когда ты можешь поговорить с абитуриентом, узнать о его интересах, предложить направление подготовки, рассказать какой-нибудь интересный факт об университете, в конце концов, просто дать брошюрку с информацией о вузе, практически не стало.

Фактически, университеты оказались в ситуации, когда никто не знает, что делать, но делать что-то нужно: план приема никто не отменял, а контрольные цифры приема уже распределены. Да, появились онлайн выставки, у которых есть как плюсы, так и минусы, но, к сожалению, они не могут в полной мере заменить работу на выставочном стенде с живым общением. Однако в сложившейся ситуации это одно из лучших решений. Во‑первых, они привлекают участников, которые по каким-либо причинам не могли посетить живую выставку, что позволяет говорить о расширении потенциального круга участников. Во‑вторых, собрать контактную информацию участников и сделать дополнительные информационные рассылки по потенциальным абитуриентам становится проще. Более того, такое решение позволяет собирать более качественную информацию об абитуриенте, т. к. он сам заполняет электронную анкету. Но это был 2020; он был сложным, но в тоже время он стал стимулом для вузов, вызовом, на который нужно было реагировать.

А что же 2021? Что изменилось в жизни образовательных организаций за год с начала пандемии? На самом деле, назвать ситуацию сильно изменившейся относительно 2020 года довольно сложно. В ряде регионов действуют различные ограничительные меры. Некоторые университеты до сих пор находятся на дистанционном обучении, приемная кампания 2021 года была уже немного проще, поскольку у них есть опыт предыдущего года, но многим, особенно иностранным абитуриентам и их родителям решение о поступлении в российский вуз далось очень тяжело. Многие думали: зачем учиться в российском вузе дистанционно, когда есть возможность поступить в национальный вуз и учиться там очно? Облегчением было открытие Правительством РФ въезда для обучающихся из всех стран. Это позволило мотивировать ребят, которые не хотели учиться дистанционно, поступить в университет с перспективой всетаки приехать на обучение в Россию.

Тогда абитуриенты, а, соответственно, и университеты столкнулись с другой проблемой: цены на авиаперелеты высоки; не со всеми странами налажено прямое авиасообщение; организация обсервации для вновь прибывших студентов упала на плечи вузов. Да, обсервация теперь занимает всего 3–4 дня до получения отрицательного ПЦР-теста, но речь идет о потенциальных десятках одновременно приезжающих студентов. Это потребовало от университетов решения вопросов по организации потоков въезда. Второй, не менее важный момент — отслеживание самого процесса въезда. Студент должен быть занесен в списки въезжающих на портале «Госуслуги», но это не гарантирует того, что он сможет пересечь границу. Это значит, что сотрудники, отвечающие за этот процесс, фактически переходят на круглосуточный режим работы, так как в любой момент им могут позвонить из аэропорта или любого другого пограничного пункта и попросить подтвердить, что тот или иной гражданин следует на обучение.

Вместе с разделением потоков въезжающих, университету необходимо было решить вопрос смешанного обучения для студентов, которые смогут приступить к занятиям в очном режиме позже своих однокурсников. Решение переводить студента на индивидуальный учебный план или организовывать его полную дистанционную включенность в образовательный процесс принималось индивидуально по каждому обучающемуся, в зависимости от направления подготовки и сроков въезда.

Так все-таки, что же нам дали 2020 и 2021 годы? На мой взгляд, они стали для многих университетов стимулом к развитию, тем самым толчком, который сдвинул их в сторону освоения новых образовательных технологий несмотря на все проблемы и трудности, с которыми мы столкнулись.

Дистанционное обучение уже перестало быть для всех нас тем «неведомым зверем», который обитает на онлайн-платформах; оно стало неотъемлемой частью любого вуза, поскольку в любой момент нас могут перевести на дистанционную работу в связи с ухудшением ситуации. Вузы начали искать решения, которые будут подходить именно им, для организации учебного процесса. Новый виток развития получили онлайн-курсы, которые предполагают асинхронное обучение; университеты перестали бояться проведения вступительных испытаний дистанционно, ведь теперь это неотъемлемая часть приемной кампании. Да, с этим вопросом есть определённые сложности, например, идентификация участника вступительного испытания, организация прокторинга. Но, в любом случае, это большой плюс, во‑первых, для абитуриента, который больше не должен ехать в другую страну с шансами поступления 50 на 50, тратить деньги на перелет, снимать жилье на этот период, а потом в итоге вернуться домой ни с чем: теперь он может сдать экзамен, не выходя из дома, и спокойно ждать результатов. Во‑вторых, это оказалось полезным и для образовательной организации, которая получила возможность допустить до вступительных испытаний фактически любого человека, вне зависимости от его географического положения. Главное в этой ситуации — отладить все вопросы технического и организационного характера.

Мы стали осваивать гибридное проведение занятий, когда часть обучающихся находится непосредственно в аудитории, а часть участвует в занятии дистанционно, что позволяет снизить нагрузку на аудиторный фонд. Более того, это также позволяет ребятам, которые проживают в отдаленных районах города, присоединяться к занятиям, не тратя несколько часов на дорогу в университет и обратно, ведь можно подключиться к лекции онлайн. Естественно, речь идет о лекционных занятиях, так как проведение лабораторных работ и практических занятий на естественно-научных направлениях подготовки требует непосредственного присутствия студента в аудитории, но даже разгрузка лекционных потоков — уже очень большой плюс.

Помимо университетов, стимул развития получили сами площадки для организации дистанционного обучения. Сравнивая Microsoft Teams образца начала 2020 года и конца 2021, можно говорить, что программа эволюционировала в несколько раз: появляются новые возможности, интеграция с различными другими платформами, поддержка NDI камер, что выводит гибридное проведение учебных занятий на новый уровень. Развиваются LMS системы, более того, вузы начинают разрабатывать свои собственные платформы для дистанционного обучения. Идет речь о полноценной цифровизации и трансформации образовательных организаций.

Конечно, говорить о том, что пандемия COVID 19 стала благом для образовательных организаций, ни в коем случае нельзя. Однако, она стала именно тем вынужденным толчком, позволившим сдвинуться с места, взглянуть в глаза новым возможностям и открыть для себя новые горизонты.
Одинцов Сергей Александрович
Помощник директора. Департамент по международным связям. Кубанский
государственный университет.