Почему китайские студенты выбирают учебу в России?

Возникает два вопроса: во‑первых, почему китайские студенты выбирают учебу за границей? Во‑вторых, почему студенты решили учиться в России? Давайте проанализируем один за другим.
Во‑первых, почему китайские студенты выбирают учебу за границей?

Самая ранняя индустрия обучения за границей в Китае восходит к поздней династии Цин и начальной волне обучения за границей, вызванной движением вестернизации. После 1980‑х годов было разрешено самофинансируемое обучение зарубежом. С экономическим развитием и ростом населения, Китай всегда придерживался ободряющего отношения и мнения о создании международных талантов, и число людей, выезжающих за границу, всегда росло. По данным Министерства образования КНР, общий показатель количества китайских студентов, обучающихся за границей в 2019 году, достиг более 700 000 человек, увеличившись более чем на 6% по сравнению с предыдущим годом. В 2020 году подсчитать данные было затруднительно из-за влияния пандемии, однако по данным предыдущих лет видно, что вне зависимости от особых причин пандемии общий темп прироста иностранного студенческого контингента очень быстро возрос. С 1978 по 2019 год совокупное количество китайских студентов, обучающихся за рубежом, достигло более 6,56 млн. человек, завершили обучение более 4,9 млн. человек, более 86% выпускников вернулись для развития обратно в страну.

С постоянным увеличением числа международных студентов, обучение за рубежом стало способом расширения знаний, обогащения жизни, изучения передовых знаний и технологий и повышения конкурентоспособности на рынке труда. Этот вариант — дополнение к пребыванию в стране для продолжения дальнейшего обучения.

Во‑вторых, почему китайские студенты выбирают учебу в России?

По данным Российского управления образования и научного надзора, в 2019 г. Китай направил в российские вузы 24 226 студентов, что на 23,6% больше, чем в 2018 г., что делает его крупнейшим источником иностранных студентов в России.

Все больше китайских студентов выбирают обучение в России, в основном по следующим причинам:
  1. Китай и Россия установили «всеобъемлющее стратегическое партнерство координации в новую эпоху», запустили инициативу «Один пояс, один путь» и открыли широкие перспективы занятости.
  2. По сравнению с другими европейскими и американскими странами, общая стоимость обучения в России низкая и экономически выгодная.
  3. Низкий вступительный порог, простые процедуры поступления, не требуются результаты вступительных экзаменов в вузы, не требуется депозитный сертификат.
  4. Существует множество образовательных ресурсов и специальностей на выбор. Китайские студенты, обучающиеся в российских университетах, выбирают большинство специальностей в области гуманитарных и социальных наук, русского языка, экономики и управления, техники и технологий.

Хотя число людей, обучающихся в России, в настоящее время достигает почти 30 000 и продолжает расти, по сравнению с 300 000 человек, обучающихся в Соединенных Штатах, и 150 000 человек, обучающихся в Соединенном Королевстве, для китайцев Россия попрежнему является нишевым направлением для обучения за рубежом.

Как видно из информационной таблицы для студентов — иностранцев в 2019 году, с точки зрения распределения специальностей, на долю студентов — специалистов русского языка приходится 31% от общего числа, на долю специалистов в области экономического управления — 22%, на долю студентов других гуманитарных дисциплин — 29%, на долю технических, медицинских и естественных наук — 18%. Студенты, обучающиеся в России, слишком сконцентрированы в областях гуманитарных и социальных наук (82%), и еще больше сконцентрированы в русском языке и экономическом менеджменте (53%). Такое распределение специальностей не соответствует ни статусу России как крупной научно-технической державы, ни в полной мере приоритетным направлениям сотрудничества между Китаем и Россией.
Причина в том, что, во‑первых, у Китая относительно слабое понимание российского высшего образования внутри страны, что приводит к тому, что иностранные студенты выбирают специальность, больше ориентируясь на внутреннее образование и перспективы трудоустройства, а не на выгодные для России области.Во‑вторых, низок порог входа. Многие иностранные студенты имеют только среднее образование перед выездом за границу, они слабы в самостоятельном обучении и не имеют основы для профессионального обучения.
Говорят, что сложность обучения все еще выше, и одного года подготовительного обучения недостаточно для достижения уровня свободного владения русским языком. Языковой барьер влияет на последующее углубленное обучение, и многие иностранные студенты попрежнему неудовлетворительно владеют языком, даже по окончании учебы.

Для более активного и здорового развития бизнеса по обучению за рубежом между Китаем и Россией я выдвигаю следующие личные предложения, надеясь вызвать больше внимания и обсуждения.

Во‑первых, когда студенты выбирают страну назначения для обучения за границей, богатая, всеобъемлющая и свежая информация является наилучшим рекламным языком. При проведении рекламной компании российские университеты могут увеличить количество мультимедийной рекламы и обогатить ее фотографиями, видео и другими рекламными материалами для того, чтобы китайские учебные агентства своевременно обновляли материалы высшего образования в России, а также повысить профессиональный уровень специалистов, чтобы большее число китайских студентов могли четко и своевременно понять нынешнее состояние высшего образования в России.

Во‑вторых, китайские студенты имеют тенденцию поступать за границу в более молодом возрасте. Изучение нового языка в совершенно незнакомой среде в одиночку в молодом возрасте предъявляет высокие требования к психологическим качествам студентов. На примере университетов Европы и США совместно создан совместный проект обучения «международный класс», чтобы студенты могли овладеть базовым русским языком в старшей школе Китая, и иметь предварительное представление о культуре России. Так, если они едут учиться за границу, они могут быстрее адаптироваться и приспособиться к последующей учебе и жизни, имея уже хороший фундамент.

В‑третьих, в российских вузах созданы подготовительные учебные программы для иностранных студентов, но в реальных наблюдениях выясняется, что, поскольку преподаватели подготовительной школы используют русский язык на своих лекциях, для тех, у кого вообще нет языковой базы, большое количество студентов сказали, что обучение сложнее, и трудности изучения русского языка сопровождают весь этап обучения. Как агент по обучению за рубежом, работающий на протяжении многих лет, я рекомендую иностранным студентам пройти вводные курсы русского языка под руководством китайских преподавателей своевременно после подтверждения своего намерения учиться за границей. Когда они поступают на подготовительный курс, им явно легче, они лучше все понимают и более мотивированы к изучению русского языка, чем те, кто сразу поступают на подготовительные курсы с нулевой языковой базой.

В настоящее время все больше и больше российских вузов проявляют большой интерес к приему студентов из Китая, и все больше молодых людей из Китая, выбирая страны назначения для учебы, могут также взять на себя инициативу узнать Россию.Как китайско-русский агент по обучению за границей, я могу стать мостом, соединяющим обе стороны, своевременно и эффективно сообщать о потребностях обеих сторон и решать их скоординированным образом. Есть надежда, что все больше и больше иностранных студентов из Китая и России будут учиться и обмениваться друг с другом, что также будет способствовать непрерывному прогрессу мировой цивилизации.
Тун И, cпециалист консалтинговой компании QIONGQI, предоставляющей услуги по обучению в России, Южной Корее, Японии, в том числе в области языковой подготовки. Выпускница Сианьского университета иностранных языков по специальности «Русский язык и литература». В течение 7 лет работает в сфере рекрутинга.