Экспорт российского образования в современных условиях: проблемы и возможности

Рынок международного образования оживает. Эксперты прогнозируют рост академической мобильности, вызванный отложенным за время пандемии спросом. По оценкам HolonIQ, количество студентов, обучающихся за рубежом, к 2030 году увеличится на 3 миллиона и достигнет отметки в 8 миллионов человек. Страныэкспортеры заработают 433 миллиарда долларов США, что в два раза больше показателя 2019 года. Насколько активно в текущих внешнеполитических условиях российские вузы смогут участвовать в конкурентной борьбе с ведущими университетами мира за наиболее подготовленных абитуриентов, с какими проблемами они сталкиваются и какие возможности для развития существуют, мы рассмотрим в этом обзоре.

После начала специальной военной операции Россия стала объектом санкционного давления со стороны стран коллективного Запада. В апреле 2022 года число введенных ограничений превысило 7 000. В западном медийном пространстве все российское подвергается моральному порицанию, и даже объявляется «безнравственным». Были отменены русские музыкальные фестивали в Швейцарии и Бельгии, запрещено участие россиян в международных соревнованиях, конкурсах, фестивалях, произведения Чайковского и Стравинского были исключены из репертуара зарубежных оркестров, а курсы по творчеству Достоевского — из программ ряда вузов.

В сфере международного образовательного сотрудничества было приостановлено участие россиян в работе международных и региональных организаций, заморожена реализация межправительственных соглашений, разорваны многолетние и многомиллионные межвузовские контракты. В марте 2022 года о прекращении партнерских отношений с российскими организациями объявили рейтинговые организации — QS World University Rankings и World University Rankings Times Higher Education. Был закрыт доступ пользователей к учебным курсам российских вузов на ведущих платформах открытого образования. Об ограничении работы объявили платформы по набору иностранных студентов.

Введенные ограничения инициировали активный процесс «импортозамещения». В качестве альтернативы западным рейтингам был выбран Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университетов». Идет активная работа по созданию национальной платформы массовых онлайн курсов. Ожидается, что в результате партнерства НИУ ВШЭ и ВКонтакте запуск нового проекта состоится уже летом 2022 года. Вузы активизировали свою деятельность в региональных филиалах и представительствах, объявлено о создании прокси-структур, призванных смягчить или обойти наложенные санкции.

Масштаб введенных ограничений и их всесторонний характер еще только предстоит осознать, как и тот факт, что влияние западных санкций выходит далеко за пределы утвердивших их стран Европы и Северной Америки. Особую обеспокоенность вызывает распространение санкций в гуманитарной сфере. С учетом разворачивающейся в российском общественном пространстве дискуссии об идеологическом и бескомпромиссном характере противостояния с коллективным Западом молодым иностранцам, принимающим решение поступить в российский вуз, теперь предстоит сделать не только профессиональный, но и идеологический выбор. Готовы ли вузы инкорпорировать новые идеологемы в свои маркетинговые стратегии — этот вопрос остается пока открытым.

Мировоззренческий выбор непосредственным образом связан с образом будущего. Для абитуриента и его родителей — это выбор профессии и места реализации профессиональных и личных амбиций. Текущий кризис обнажил остроту проблемы продвижения России как места не только учебы, но и работы выпускника российского вуза. Успех продвижения российских вузов будет напрямую связан с введением законодательно закрепленного права на проживание и трудоустройство в России для иностранных выпускников вузов. Такая возможность для иностранных выпускников своих вузов уже реализована в Канаде, что сделало эту страну одним из лидеров экспорта образования. Значительно продвинулась в этом направлении Великобритания, гарантировав возможность пребывания в стране в течение нескольких лет для иностранцев, окончивших свои вузы. Многолетнее обсуждение этих инициатив в российском профессиональном сообществе требует немедленных и кардинальных решений, без которых самые совершенные механизмы и инструменты продвижения не смогут обеспечить набор лучших и наиболее подготовленных студентов.

Главным направлением экспорта образовательных услуг российских вузов долгие годы являются страны СНГ. В новых условиях работать там станет значительно сложнее. За исключением Белоруссии эти страны не подверглись санкционной атаке. В настоящий момент наиболее сильные и продвинутые вузы этих стран остаются включенными в мировое образовательное пространство и активно используют эту ситуацию, в том числе занимая место российских вузов даже в таких областях, как преподавание русского языка как иностранного. В ближайшее время образовательные учреждения на постсоветском пространстве могут получить дополнительную финансовую и организационно-методическую поддержку для развития международных программ со стороны зарубежных: европейских, американских, турецких и китайских вузов, — которая будет направлена на их более активное включение в мировое образовательное пространство. Оказавшись в условиях необходимости выбора, эти вузы могут предпочесть гарантированный доступ к научным, информационным, финансовым ресурсам западного мира партнерству с Россией, и, возможно, стать в этом плане намного более привлекательными для своих абитуриентов.

Поворот на Восток, о котором так много говорится в последнее время, также требует значительной проработки. Развитие экспорта образования в страны Азии и Африки в новых условиях потребует значительных финансовых и организационных вложений. Маркетинговые экспромты, непродуманные акции, демпинг, сотрудничество на любых условиях — все это неизбежно скажется на качестве предоставляемых образовательных программ, приведет к долгосрочным репутационным потерям не только отдельных вузов, но и всего бренда «Обучение в России». Репутационные риски носят трансграничный характер. В результате СВО десяткам тысяч иностранных студентов из 155 стран мира пришлось прервать обучение на Украине. Перипетии их долгого и опасного пути домой широко освещались западной прессой. Немногие из них смогут вернуться для продолжения обучения. Российским вузам, продвигающим свои программы в Индии, Марокко, Турции, Нигерии, Китае — странах, откуда в Украину приезжало значительное число студентов, нужно быть готовым к эмоциональным выступлениям, обвинениям в свой адрес со стороны студентов, их родителей, агентов. От того, как удастся справиться с этой ситуацией, может зависеть успех продвижения в долгосрочной перспективе.

Важным направлением работы останется так называемая «интернационализация дома». Российским вузам предстоит отстаивать право и возможность взаимодействия с зарубежными вузами в условиях роста настроений изоляционизма и призывов к полному отказу от западных ценностей. Активизировалась полемика о выходе из Болонской системы. При всей дискуссионности вопроса о результатах внедрения Болонской системы сохранение согласованных стандартов и форм взаимодействия является особенно важным в периоды турбулентности. Общее понимание структуры и организации учебного процесса будут важной отправной точкой для развития связей, в том числе со странами Азии. Активное отстаивание позиций в этой области в долго срочной перспективе будет способствовать развитию международного сотрудничества.

Подведем итоги

Окончание пандемии ведет к оживлению на рынке международных образовательных услуг и активизации на нем основных игроков. Конкурировать с ведущими университетами мира российским вузам придется в условиях санкций и враждебного информационного окружения. Преодоление законодательных, логистических и экономических барьеров станет возможным при осуществлении согласованных коллективных действий под общим брендом «Обучение в России».

Основным вызовом текущего момента становится необходимость его содержательной актуализации. Иностранным абитуриентам нужны четкие ответы на вопрос о системе ценностей общества, в котором им предстоит учиться, образе будущего, к которому оно стремится, и гарантированных возможностях продолжить здесь свое профессиональное развитие после окончания вуза.

Развитие экспорта образования потребует создания российских высокотехнологичных инструментов и решений, антикризисного репутационного менеджмента на традиционных образовательных рынках, поддержки российских государственных, общественных и деловых организаций. Объединение разрозненных вузовских маркетинговых инициатив под единым брендом позволит конкурировать с ведущими зарубежными вузами и будет способствовать дальнейшему развитию национальной системы образования. Может быть, действительно, этот кризис станет временем возможностей?
Александр Борисович Ручкин
Д. и. н., директор Центра образования «Гринт», с 1996 года руководитель программ обучения в России ведущих американских вузов, с 2015 учредитель Форума по международному образованию, с 2018 сопредседатель оргкомитета ежегодной Ярмарки по международному образованию.
Закончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, позднее аспирантуру истфака МГУ имени М. В. Ломоносова. Специалист по истории русской эмиграции. Доктор исторических наук. Руководил Центром международного молодежного сотрудничества, работал заместителем ректора по международному сотрудничеству и связям с общественностью Московского гуманитарного университета. Организовывал программы обучения и повышения квалификации в Швеции, Великобритании, Китае. Более 20 лет является директором программ обучения в России ведущих вузов США, возглавляет центр тестирования иностранных граждан по русскому языку на базе Центра образования и культуры «Гринт». С 2015 года — учредитель Форума по международному образованию, с 2018 г. — сопредседатель оргкомитета Ярмарки по международному образованию.