Больше иностранцев, хороших и разных

К 2025 году не менее 5% иностранных выпускников российских вузов должны оставаться работать в российских компаниях. Такой показатель заложен в нацпроекте «Образование». При этом вначале пандемия, а затем западные санкции заметно изменили ситуацию как в сфере образования, так и на рынке труда. Эксперты считают, что, несмотря на все обстоятельства, добиться заявленных целей возможно. Однако это потребует дополнительных усилий и большей гибкости — как от самих вузов, так и от государства.

Зачем?

Сначала пандемия, потом специальная военная операция и западные санкции. Многие задаются вопросом: зачем нам иностранные выпускники, когда многие россияне остались без работы?

Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Олег Смолин считает, что показатель в 5% возник не случайно. «Во всём мире идёт борьба за человеческие ресурсы. Многие страны стремятся получить готовых специалистов», — заявил он в беседе с нашим корреспондентом.

Иностранным выпускникам российских вузов хорошо знакомы менталитет и особенности обеих стран. Эти люди знают на хорошем уровне, как минимум, два языка, что делает их весьма конкурентоспособными на рынке труда. Наконец, они способствуют укреплению России в мире через «горизонтальные связи», ведь они «свои» и тут, и там. Люди, которые жили и учились в нашей стране, могут стать своеобразными «агентами влияния» во всех сферах — политике, бизнесе, культуре и т. д. Их позитивное отношение к нашей стране и помощь в организации взаимодействия с теми странами, откуда они родом, может способствовать укреплению позиций России в мире и успешному выходу отечественного бизнеса на зарубежные рынки. Для российских компаний такие сотрудники просто бесценны при работе на новых территориях, что сейчас становится особенно актуально, ведь многим бизнесменам приходится переориентироваться на ранее не знакомые им рынки.

«Мы должны понимать, что иностранные выпускники — это та самая «мягкая сила», которая способна очень многое сделать для экономики и культуры нашей страны, и решать очень многие внешнеполитические задачи. Это крайне важно в нынешних условиях», — говорит директор Центра карьеры МГИМО, исполнительный директор Международного клуба работодателей Наталья Непорада.

По её словам, до сих пор очень многие представители российского бизнеса продолжают пытаться наладить работу в далёких и экзотических регионах мира, и делают это зачастую безрезультатно, потому что сталкиваются со многими проблемами, которые выходят за традиционный регламент построения международного бизнеса.

«Одно дело — работать с европейскими компаниями по западным стандартам. И совершенно другое — приходить в какую-нибудь развивающуюся страну с очень сильно развитой национальной ментальной культурой. Чтобы добиться успеха, нужно на подобных проектах активнее формировать интернациональный состав сотрудников. И иностранный студент, который получил образование в России, по моему глубокому убеждению, является самым лучшим кандидатом. То есть компаниям нужно осознать, что стоит обратить внимание на иностранных студентов и выпускников», — считает Наталья Непорада.

История вопроса

Впервые идея установить для вузов целевые показатели по количеству иностранных студентов, которые должны оставаться работать в России, была озвучена в 2018 году на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Вскоре случилась пандемия, которая не позволила значительному числу иностранных студентов приехать после каникул, и продолжить обучение в России.

Тем не менее, в декабре 2020 года был издан приказ Минобрнауки «О комплексном плане привлечения иностранных граждан для обучения в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, с целью их последующего трудоустройства в российских и транснациональных компаниях за рубежом на 2021–2024 годы». В этом документе цель осталась прежней, 5%.

Ещё больше ситуация усугубилась с введением санкций против нашей страны. «В марте-апреле этого года подавляющее число студентов из стран Европы, США и Канады вынуждены были уехать из России по требованию посольств. Выпускники-иностранцы этого года продолжили обучение дистанционно и получили дипло мы. Но вполне вероятно, что те иностранцы, которые обучаются на 1 и 2 курсе, будут переводиться в местные вузы — среди этой категории иностранных обучающихся мы прогнозируем снижение», — рассказал председатель правления Общероссийской ассоциации центров карьеры Антон Подшивалов.

При этом, как отметил Олег Смолин, есть два разных вопроса, на которые могут влиять санкции и пандемия. «Это студенты и выпускники. Причём прямой зависимости нет. Допустим, если из-за пандемии сократилось число студентов, это не означает, что от меньшего количества не останется у нас работать 5%», — говорит он. Кроме того, по его мнению, показатели нацпроекта были ориентированы не на те страны, которые подвергли Россию санкциям, а на другие, прежде всего, развивающиеся.

Эксперты рынка в целом позитивно смотрят в будущее и считают, что заявленные показатели выполнить возможно. Однако для этого вузы должны оперативнее реагировать на меняющуюся обстановку, а государству необходимо принять ряд законодательных решений.
Как рассказали в Минобрнауки, количество иностранных абитуриентов, желающих получать высшее образование в России, растет с каждым годом. В 2021 году Россия заняла пятое место в мире по числу иностранных студентов.

В 2021/2022 учебном году в основном за высшим образованием в Российскую Федерацию приезжали студенты из Казахстана (61 тыс. студентов), Узбекистана (48,7 тыс. студентов), Китая (32,6 тыс. студентов), Туркменистана (30,6 тыс. студентов), Таджикистана (23,1 тыс. студентов), Индии (16,7 тыс. студентов), Египта (12,4 тыс. студентов), Беларуси (10,2 тыс. студентов), Украины (9,1 тыс. студентов) и Киргизии (8,6 тыс. студентов). Самое популярное направление подготовки среди иностранцев, которые обучаются в нашей стране, — медицинское. В число самых востребованных специальностей входят экономика, менеджмент, юриспруденция, международные отношения, программная инженерия, информатика и вычислительная техника, прикладная математика и информатика.
Иностранные граждане и соотечественники, проживающие за рубежом, могут обучаться в России по квоте Правительства РФ. За последние годы эта квота значительно увеличилась: в 2020 году — 15 тыс. человек, в 2021 году — 18 тыс., в 2022 году — 23 тыс. В 2023 году количество мест, выделяемых иностранным гражданам, достигнет 30 тыс. человек. Таким образом, для увеличения численности иностранных обучающихся в российских вузах квота Правительства РФ на 2023 год будет увеличена в 2 раза по сравнению с 2020 годом.
Что делать?

Россия по-прежнему рассматривается многими иностранцами как страна, в которой они хотели бы сделать карьеру, и остаться жить. И обучение — лишь средство, одно из звеньев в цепочке шагов к лучшей жизни.

«За последние годы репутация России как страны, в которую стоит отправиться ради получения образования, серьезно выросла, и показатели количества иностранных слушателей и студентов подтверждают это. Опираясь на доступные исследования, мы можем предположить, что Россия, в первую очередь, интересует иностранных граждан как страна, где можно получить высококлассное медицинское образование за приемлемые деньги, а во вторую очередь — как страна, которая может дать им возможность для карьерного или делового развития: около 30% всех слушателей подготовительных факультетов в России изучают язык именно с этой целью», — рассказал директор по академическим связям Центра экспорта образования Никита Стрельчук.

Однако у иностранных выпускников есть немало сложностей в связи с особенностями российского законодательства. И решить их удаётся далеко не всем, даже самым талантливым и настойчивым это зачастую не под силу. В результате многие уезжают, несмотря на то что хотели бы остаться в нашей стране.

«Мы делаем многое для содействия трудоустройству иностранных студентов в России через специализированные мероприятия и добиваемся того,что компании готовы брать иностранцев на работу. Однако существует барьер в самом законодательстве: у иностранных выпускников заканчивается учебная виза, ребята вынуждены уезжать из страны, получать рабочую визу, и только после этого становиться сотрудниками компаний. А в свете нынешних логистических сложностей это становится сверхзадачей даже для самых мотивированных выпускников и работодателей», — говорит Антон Подшивалов.

14 июля этого года был подписан федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящий определенные изменения в положение иностранных студентов российских вузов. В частности, вводится понятие разрешения на временное пребывание с целью получения образования на все время обучения, дается трехлетний период по окончании обучения для подачи документов на получение вида на жительство и т. д. Однако, большинство положений данного документа вступят в силу только с 1 января 2023 года.

Кроме законодательных есть и другие проблемы, которые нужно решать. В отношении вузов это, прежде всего, медленная адаптация к меняющимся условиям.

«Вузам тоже нужно начать понимать, что студентам-иностранцам можно и нужно содействовать в трудоустройстве. Далеко не все решаются предлагать их компаниям, которые приходят, например, за практикантами-россиянами. Просто нужно научиться говорить с бизнесом, и предлагать такие решения международно-ориентирован- ным компаниям», — считает Наталья Непорада.

Есть ещё одна сторона медали — социальная. «Мы понимаем, почему наши студенты рвутся в другие страны. Там выше уровень жизни и возможности профессиональной самореализации. Если мы хотим, чтобы они оставались в России, мы должны обеспечить здесь более высокий уровень жизни и возможности трудоустройства. Это вопрос не вузов, а качества жизни в стране. До тех пор, пока мы не решим эту задачу, решить закрыть вопрос утечки умов будет крайне сложно. Если мы хотим, чтобы, как при Петре I, ехали в Россию, а не как в первые годы советской власти, массово отсюда убегали, нужно и дальше снимать ограничения на приобретение вида на жительство и гражданства для людей, которые окончили российские вузы. Да, многое делается, но этого явно недостаточно, — считает первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Олег Смолин.

Кроме того, далеко не все вузы успели перестроиться, и организовать приёмную кампанию этого года с ориентацией на новые рынки. В результате эксперты прогнозируют сокращение числа иностранных студентов в этом году. Однако оценивают это как явление временное, и считают, что ситуацию удастся изменить уже со следующего учебного года.

Взгляд в будущее

России нужно в поисках иностранных студентов как можно быстрее выходить на новые рынки, тем более, что там есть заинтересованность в нашем образовании.

Начальник управления экспорта образования Новосибирского государственного университета Евгений Сагайдак отмечает, что в последние годы уже увеличилось число студентов из стран Арабского мира, Средней Азии, Юго-Восточной Азии, Африки. «Университет активно работает над привлечением абитуриентов из этих регионов, а также развивает совместные образовательные программы с университетами Китая. Перспективными представляются быстро развивающиеся образовательные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона с высоким демографическим потенциалом и растущим запросом на образование в сфере фундаментальной и прикладной науки», — рассказал он.

«Можно сказать, что весь мир является для нас перспективным. При этом многое зависит от конкретной отрасли. Например, если речь идет о нефтяном секторе, мы будем говорить о странах, где есть месторождения. Если мы говорим об IT, то здесь более перспективны те страны, где эта сфера пока недостаточно развита», — считает Наталья Непорада.
С ней согласен и Антон Подшивалов. По его мнению, новые рынки — это страны СНГ, Азия, Ближний Восток и Латинская Америка.

«Стоит готовиться к изменениям контингента обучающихся и росту интереса к иностранцам как сотрудникам в среде российских компаний. Российский бизнес открывает для себя новые рынки, работа на которых зачастую невозможна без профессионального содействия граждан этой страны. Тот же африканский континент требует знания национальных особенностей, которые не почерпнешь из книжек. В этом отношении иностранец из Африки, получивший образование в России, — идеальный кандидат. Мы не устанем повторять, что основная ценность иностранного выпускника — в способности быть «мостиком» между российской и зарубежной культурой, экономикой и т. д. Перспективными считаем менеджерские позиции, основанные на сотрудничестве между странами: менеджер по развитию бизнеса, руководитель представительства компании за рубежом, помощник руководителя по развитию международных связей, переводчик и т. д. А если к этому прилагается, например, качественное техническое образование, то такому специалисту не будет цены», — считает Антон Подшивалов.
Для иностранных студентов и выпускников проходит большое количество мероприятий по профориентации и трудоустройству. Одно из них, которое получилось знаковым — карьерный интенсив для иностранных студентов Be in work. В мероприятии очно приняли участие более 150 иностранных студентов из 42 стран мира и 15 московских вузов. Количество просмотров онлайн-тренингов превысило 55 тысяч. Там была и стенд-сессия для компаний, которые давали реальные карьерные возможности студентам, и хороший образовательный блок, где специально для студентов‑иностранцев рассказывали, как писать резюме, проходить собеседование, были мастер-классы по юридическим аспектам поиска работы, по деловому этикету. Также студенты могли пройти профессиональное тестирование, получить карьерную консультацию с элементами геймификации.

Часть студентов начинает работать уже во время обучения, получает необходимый опыт и документы, чтобы остаться в России после окончания университета и продолжить путь профессиональной реализации.

«Важным фактором для карьерного развития является адаптированность в профессиональной среде: например, студенты-медики проходят практику в местных больницах, а будущие менеджеры изучают контекст российской деловой и управленческой культуры», — говорит Евгений Сагайдак.

По словам Никиты Стрельчука, увеличение количества иностранных студентов будет происходить даже при полном отказе нашей страны от двухуровневой системы высшего образования — иностранцы будут рассматривать Россию как «конечную точку» своего путешествия.
Киселев Владислав Олегович
Генеральный директор Международного центра креативного гостеприимства.
Эксперт в области связей с общественностью. Журналист. Политтехнолог. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Московскую школу политических исследований. Работал в Государственной Думе и Совете Федерации ФС РФ, Московской городской Думе, Московской торгово-промышленной палате, федеральных и московских СМИ, ряде крупных российских компаний. Действительный государственный советник города Москвы 3 класса. Лауреат премии города Москвы в области журналистики. Член Союза журналистов Москвы.