Зачем университетам программы амбассадоров

Автор: Дмитрий Нерсесян
Дата: 17 февраля 2024
В каждом вузе есть студенты, которые отличаются высокой ответственностью и приверженностью ценностям вуза. Они мечтали поступить именно в этот университет и теперь полностью отдаются студенческой жизни в нем. В традициях отечественного образования такие студенты часто становились старостами своих групп. Они сплачивают коллектив, организуют совместные мероприятия, помогают осваиваться новым ученикам и осуществляют коммуникации с администрацией вуза.

Именно такие студенты идеально подходят на роль амбассадоров – людей, обладающих заразительной энергией, харизмой, являющихся настоящими патриотами своих alma mater и получающих удовольствие от участия в жизни университета. Их ценность состоит в том, что они сохраняют преданность вузу на протяжении всей жизни и являются отличным источником информации о нем для будущих абитуриентов из числа своих близких и знакомых людей. И, наверно, таких людей правильно называть не амбассадорами, а принятым в маркетинге термином «евангелистами», поскольку их студенческое прошлое является не просто страницей биографии, а эмоционально сильной частью жизненного опыта.

Но можно ли с учетом мультиплицирующих факторов современных маркетинговых и информационных технологий выстроить систему подготовки амбассадоров так, чтобы – в идеале – каждый студент в меру своих возможностей мог органично распространять позитивную информацию о вашем университете?

Давайте для начала определимся с терминологией. Кто такой амбассадор университета в традиционном понимании?

Амбассадоры — это избранная группа студентов, которые играют роль связующего звена между администрацией и преподавателями вуза, действующими студентами и абитуриентами. Они воплощают дух и ценности учебного заведения и искренне готовы поделиться собственным мнением об обучении в университете.

Основные обязанности амбассадора

Ведение коммуникаций:
Осуществление общения с абитуриентами по телефону или по электронной почте, чтобы продемонстрировать индивидуальный подход вуза к каждому кандидату на обучения и ответить на их вопросы, связанные с поступлением и обучением.

Участие в экскурсиях по кампусу и в днях открытых дверей:
Амбассадор должен дисциплинированно участвовать в днях открытых дверей университета, принимать участие в организации и проведении экскурсий по кампусу, чтобы донести до абитуриентов информацию о студенческой жизни и возможностях кампуса.

Участие в сессиях вопросов и ответов:
Амбассадоры обычно открыто делятся своими личными историями об опыте студенческой жизни в вузе.

Поддержка абитуриентов в процессе поступления:
Поддержание постоянного контакта с абитуриентами, над которыми амбассадоры берут шефство, может сделать для них процесс поступления более понятным и простым.

Ориентационные и специальные мероприятия:
Присутствие амбассадоров на ознакомительных и других специальных мероприятиях для абитуриентов поможет новичкам почувствовать себя желанными гостями университета и частью его сообщества.

Акции «Студент на 1 день»:
Многие вузы проводят ознакомительные мероприятия для старшеклассников, приглашая их стать студентом на один день. Важность участия в них амбассадоров трудно переоценить.

Наставничество:
Амбассадоры могут выступать в качестве наставников, особенно для студентов первого курса, помогая им рекомендациями и делясь личным опытом.

Участие в подготовке и проведении мероприятий:
Организация и участие амбассадоров в различных мероприятиях вуза, в том числе направленных на набор студентов, способствуют созданию на них яркой и эмоциональной атмосферы.

Обеспечение информационного охвата:
Амбассадоры принимают активное участие в информационно-просветительской работе по установлению связей со старшеклассниками, иностранными студентами и местным сообществом.

Посещение мероприятий:
Амбассадоры содействуют университету в части организации групповых посещений студентами тех или иных внешних мероприятий.

Взаимодействие в социальных сетях:
Пожалуй, самая простая и доступная всем часть работы амбассадора состоит в регулярном взаимодействии с представителями целевой аудитории в социальных сетях.

Выбор и обучение амбассадоров

В стандартной вузовской программе амбассадоров студенты отбираются буквально вручную и проходят процесс индивидуального обучения или подготовки в небольших группах.

Традиционные критерии выбора:
  • Кандидаты должны продемонстрировать способности к публичным выступлениям, лидерские качества и регулярно участвовать в различных студенческих инициативах.
  • Состав корпуса амбассадоров должен быть разнообразным – стремиться нужно, чтобы в нем присутствовали представители всех групп студенчества во всем его многообразии.

Процесс обучения:
Обучение включает в себя такие области, как ведение эффективных коммуникаций, проведение увлекательных экскурсий по кампусу университета и ответы на типичные вопросы о студенческой жизни и образовательных программах.

Однако в современные программы подготовки амбассадоров могут быть включены все студенты, которые могут проявлять активность как в очных мероприятиях, так и в онлайн-общении с абитуриентами. Современные технологии позволяют отслеживать учет активности и упрощают оценку результатов деятельности каждого амбассадора.

Ключевыми показателями в их работе могут являться следующие параметры:

Увеличение набора студентов:
Одним из наиболее ощутимых показателей успеха является рост числа обучающихся. После начала системной работы по развитию корпуса амбассадоров необходимо внимательно следить за изменениями в наборе студентов. Если в университете внедрена система CRM, то это позволит внедрить особые метки или атрибуты, которые позволят оценить результативность работы амбассадоров и их вклад в наборную кампанию, в целом.

Положительные отзывы от студентов и преподавателей:
Отзывы студентов и преподавателей служат важным барометром работы программы амбассадоров. Среди них полезно периодически проводить опросы и фокус-группы, чтобы понять их мнение об этой программе. Положительные отзывы, особенно в отношении влияния амбассадоров на культуру кампуса и поддержку студентов, свидетельствуют об успешной реализации.

Расширение взаимодействия с абитуриентами в социальных сетях и увеличение количества участников очных мероприятий:
Отслеживайте показатели взаимодействия ваших амбассадоров с целевой аудиторией в социальных сетях. Увеличение числа подписчиков, взаимодействий и положительных комментариев как на их личных аккаунтах, так и в группах университета свидетельствует об успешной работе с целевой аудиторией. Аналогичным образом, более высокая посещаемость и количество участников очных мероприятий в кампусе под руководством амбассадоров сигнализируют об успешном развитии программы.

О чем следует помнить при построении программы амбассадоров?

1. Гибкость – это ключ к успеху. Откажитесь от единого формата работы и не пытайтесь подогнать всех амбассадоров под него. Разрешите каждому выбрать свой собственный способ принесения пользы университету, ведь у каждого амбассадора есть и текущие обязательства по учебе. Кроме того, вы можете провести несколько отличных семинаров по тайм-менеджменту, которые очень нравятся молодежи!

2. Проводите регулярные встречи актива. Чтобы гарантированно вовлечь ребят в корпус амбассадоров, проводите регулярные собрания. Но превратите их в сеансы мозгового штурма и инкубаторы идей – позвольте ребятам проявить себя и поделиться своими эмоциями и энергией. Таким образом, они смогут донести свою миссию до каждого уголке разнообразного студенческого сообщества.

Принимайте решения, основанные на данных. Отслеживая на базе имеющейся статистики, кто и какое участие принимает в работе корпуса амбассадора, вы получите более четкое представление о том, на чем нам нужно сосредоточить ваши усилия на пути к максимальному вовлечению студентов-амбассадоров.
Вам также может быть интересно
Дмитрий Нерсесян (РГСУ) рассказывает о поддержании лояльности компаний-рекрутеров российским вузам — что важно для совместной эффективной работы, и какова реальность на сегодняшний день.
Дмитрий Нерсесян (РГСУ) раскрывает тему повышения значимости роли подготовительных факультетов вузов с точки зрения адаптации иностранных студентов в нашей стране.